ygam: (Default)
Я вижу, что предыдущая запись вызвала бурные обсуждения, переметнувшиеся во многие журналы в DW и в ЖЖ, в которых участвовали некоторые персонажи, о которых я хотел бы забыть. Сформулирую те же самые мысли еще раз, но постараюсь это сделать четче. Я уже много лет пишу в интернетах в основном для себя; если вам интересна пропаганда, идите в фейсбук Егора Холмогорова, где я забанен, а меня оставьте в покое.

В среднем мужчины и женщины психологически друг от друга отличаются: мужчины более мужественны (для женщин это качество называется мужеподобностью), а женщины более женственны (для мужчин это качество называется женоподобностью). Эти отличия начинаются как минимум в детсадовском возрасте, и продолжаются всю жизнь. Это вам скажет любой родитель разнополых детей, любой человек, состоявший в браке - вообще любой взрослый человек. По-моему, это настолько очевидно верно, что не подлежит обсуждению. Вот красивый пример различия между полами, о котором я недавно прочитал. В 2005 году две британки, историк и филолог, попросили 400 женщин и 500 мужчин назвать роман, который их сформировал как личности. Один пол назвал "Джейн Эйр" Шарлотты Бронте, "Гордость и предубеждение" Джейн Остин, "Рассказ служанки" Маргарет Этвуд. Другой пол назвал "Постороннего" Альбера Камю, "Сердце тьмы" Джозефа Конрада, "Бойню номер пять" Курта Воннегута. Какой пол назвал что, очевидно? Исследовательницы нашли, что один пол считает художественную литературу спутником на жизненном пути, утешителем и проводником; другой пол читает художественную литературу, как руководство по фотографии. Какой пол - какой, очевидно? И так - во всем, а не только в чтении. У меня за много лет в интернете сформировалась дружба с несколькими людьми обоих полов; представители одного пола гораздо больше под замком пишут о своих чувствах, о своих отношениях с близкими, чем представители другого пола; представители какого пола пишут что - очевидно?

В какой степени эти различия вызваны человеческой природой, а в какой - продукт нашего патриархального общества? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть на другие человеческие общества. Прошлым летом я прочитал мемуары ранчера, который в 1878 году в Монтане торговал с индейцами из народа пенд-орей, и там встретился со своей первой женой, индианкой из народа не-персе. Однажды в его лагерь пришли женщины пенд-орей. "I knew better than to cook for this wild squaw delegation or do any squaw work, as they would have despised me if I did any work like this. They had been taught by their lordly masters that it was disgraceful for a man or warrior to do any kind of work except hunt, fish, gamble, steal and fight. Even when he did kill any kind of game he just left it where it was and the squaw had to go get it with a pack horse." Американское общество 1930х годов, времен, когда ранчер писал эти мемуары, было более гендерно-равноправным, чем общество индейцев Великих Равнин 1870х годов, но гендерные предпочтения были одинаковыми: войной, охотой (особенно охотой для пропитания, а не для развлечения), техникой, политикой больше занимаются мужчины, а домашними делами женщины. Никакого антропологического образования у меня, конечно, нет, но я за последние лет 20 прочитал много описаний незападных обществ: Элизабет Маршалл Томас писала о бушменах пустыни Калахари в 1950е годы; Джон Джуитт об индейцах острова Ванкувер, в плену у которых он жил в 1803-1805 годах; Хелена Валеро об амазонских индейцах, которые ее похитили в 1930е годы и среди которых она прожила два десятилетия; Джаред Дайамонд о папуасах; Теодора Кребер (мать знаменитой писательницы Урсулы Кребер Ле Гуин) пересказывала легенды калифорнийских индейцев; и так далее. Нормы поведения разнятся от общества к обществу; Элизабет Маршалл Томас после мирных бушменов изучала воинственных скотоводов в северной Уганде, и была впечатлена разницей; среди этих скотоводов процветало насилие, а среди бушменов - нет. Тем не менее, гендерные различия были везде; насколько я могу судить, они - часть человеческой природы.
... )
ygam: (Default)
В дополнение к предыдущему, кое-какие мысли.

У всех млекопитающих есть какое-то естественное поведение - то, как они себя ведут в природе. Волки охотятся на бизонов; бизоны пасутся, защищаясь от волков; бобры строят плотины. В какой степени это поведение инстинктивно, а в какой - результат того, что животное выросло среди себе подобных и наблюдало это поведение среди взрослых особей? По-моему, этот вопрос бессмысленный, так как для того, чтобы волчонку вырасти полноценным волком, ему нужно вырасти среди волков; бизоненку - среди бизонов; бобренку - среди бобров. В Такоме в шоппинг-центре 27 лет с младенчества в одиночестве прожил самец гориллы; когда его, наконец, перевели в зоопарк, у него были проблемы с общением и спариванием с другими гориллами. Британские ученые однажды провели эксперимент: дали ягнят на вскормление козам и козлят на вскормление овцам. Выросли бараны и овцы, отчасти ведущие себя, как козлы и козы, и козлы и козы, отчасти ведущие себя, как бараны и овцы. Означает ли это, что козлиная и баранья природа изменяемы? Судя по тому, что вскормленные козами бараны предпочитали спариваться с козами, а вскормленные овцами козлы - с овцами, а гибриды между этими животными почти невозможны, следующему поколению эти изменения не передались.

Люди - это животные, находящиеся на определенной ветви древа жизни; это известно со времен Дарвина и Гексли. Какое поведение для людей естественно? Наверное, то, которое наблюдается у всех человеческих народов, от бушменов до тибетцев до чукчей до яномами. Разумно предположить, что коренные народы, живущие в столь разных экосистемах, как пустыня Калахари, Тибетское нагорье, арктика и амазонские джунгли, более или менее исчерпывают изменчивость человеческой природы. Мне когда-то блоггер коммунистических взглядов написал: "У человека нет природы". Я его спросил: "Прошу прощения за личный вопрос, но у вас дети есть?" Он отказался отвечать. Наверное, он считал, что при коммунизме человеческая природа изменится, но я не вижу причин так считать. В чем же заключается человеческая природа? Антрополог Дональд Браун написал книжку Human Universals со списком свойств, якобы присущих всем человеческим обществам. Книжка очень дорогая, но вот список, вот обсуждение. Этот список - качественный, а не количественный; согласно ему, как изнасилование, так и запрет на него - человеческие универсалии, но полицейская статистика говорит, что в Японии в 2010 году произошло 1 изнасилование на 100 тысяч населения, а в ЮАР - 132 (одна статья в Japan Times утверждает, что низкая японская цифра отражает скорее проблемы с японской полицией, чем порядочность японцев - но ЮАРовская полиция тоже навряд ли беспроблемна); но чем богаты, тем и рады.
... )
ygam: (Default)
Продолжаю читать роман Джона Ирвинга, как минимум один персонаж которого - m2f трансгендер. Когда я думал о понятии трансгендерности, у меня возникли следующие вопросы:

1. Есть ли хотя бы одна социальная группа, членство в которой определяется тем, что человек сам идентифицирует себя как член этой группы, а не тем, что остальные члены группы его таковым считают, или общество в целом? Для религиозных конфессий это не так. Есть определенная процедура, которую нужно пройти, чтобы принять христианство, ислам или иудаизм, и правила поведения для прошедших эту процедуру. Прошедшие эту процедуру и соблюдающие эти правила считаются христианами, мусульманами или иудеями как соответствующими религиозными общинами, так и обществом в целом. Если некто не совершает намаз, ест свинину, распивает спиртные напитки, то ни одна мусульманская община не посчитает его мусульманином, даже если он сам объявит, что идентифицирует себя как мусульманин. Для профессий это тоже не так. Если человек без медицинского образования и без медицинской лицензии попробует практиковать медицину, то его на много лет посадят в тюрьму, даже если он объявит, что идентифицирует себя как врач. Почему для гендера это должно быть так, а для религиозной конфессии и профессии не так?

(насколько я знаю, отношение подавляющего большинства женщин к m2f трансгендерам описывается словами знаменитой австралийской феминистки Жермен Грир: "Just because you lop off your dick and then wear a dress doesn't make you a fucking woman. I've asked my doctor to give me long ears and liver spots and I'm going to wear a brown coat but that won't turn me into a fucking cocker spaniel." Моя мама году в 1990 работала в магазине одежды в Сан-Франциско; там работал m2f трансгендер; она рассказывала, что когда он заходил в женский туалет, все женщины оттуда выметывались.)

2. Есть ли еще хоть одна человеческая характеристика, о которой в 1955 году было объявлено, что таких характеристик на самом деле две, биологическая и социальная, которые совпадают более, чем у 99% населения, но не совпадает у доли процента, причем значения двух характеристик описываются одними и теми же словами? Человеческий возраст никто не разделяет на биологический и социальный; если 45летка ведет себя, как типичный 15летка, то его называют незрелым 45леткой, а не обладателем социального возраста 15 лет, отличного от биологического возраста 45 лет. В современном обществе граждане приобретают права и обязанности (вступать в контракты, вступать в брак, давать согласие на секс, отвечать за совершенные преступления и т. д.) автоматически при достижении определенного возраста. Я могу себе представить фантастическое общество, все члены которого должны ежегодно сдавать психологический экзамен на зрелость; набравший 100 очков может давать согласие на секс; набравший 150 очков имеет право вступать в брак и т. д., причем большинство граждан набирает 100 очков в 17 лет, но некоторые - в 16, а некоторые - в 20. Но очки - не годы; разные понятия измеряются в разных единицах; я не могу себе представить фантастическое общество, в котором для >99% населения возраст 20 лет означает биологические 20 лет, но для доли процента населения он может означать 70 лет. Почему с гендером и полом это должно быть не так, как с возрастом в нашем мире, а как с возрастом во втором фантастическом мире?

3. У меня нет сомнений в том, что психологические различия между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами как минимум на десятки процентов вызваны их природой как живых существ (так же, как и между самцами и самками львов, горилл, и других млекопитающих с половым диморфизмом). Мне на это явственно открыло глаза родительство. Обычно девочки требуют от родителей, чтобы те им покупали девчачьи игрушки, а мальчики - мальчиковые. Здесь же мальчик вырос, и от его детства осталась коробка с мальчиковыми игрушками. Девочка достает из этой коробки танки "Абрамс" и "Марк IV" - "это папа, это мама". Она достает из коробки японский локомотив-синкансэн. "Go to sleep, Truckie." "This is a train, not a truck." "But his name is Truckie!" Ее научили играть в шахматы; она стала играть фигурами в куклы: какие-то фигуры друг с другом дружат, какие-то не дружат, у каких-то получаются babies и т. д. Ее сводный брат в этом возрасте в основном играл в войну хороших с плохими. Однако, я также знаю, что природа умеет много гитик, и что кроме классических мальчиков и девочек, иногда рождаются дети, биологически плохо принадлежащие к обеим полам: носители синдрома Клайнфельтера (с хромосомами XXY в каждой клетке; во взрослом возрасте они более похожи на мужчин, чем на женщин, но у некоторых растет грудь и т. д.); псевдогермафродиты (биохимический каскад, превращающий бесполый эмбрион в мальчиковый, у них был сломан, и превращение было неполным); мозаичные гермафродиты (во время раннего деления эмбриона произошел сбой с разделением хромосом; поэтому некоторые ткани в их теле состоят из клеток с Y-хромосомой, а некоторые - нет) и т. д. Я могу себе представить подобный сбой эмбриогенеза, когда гениталии эмбриона маскулинизируются, а мозг - нет, или наоборот, так что ребенок рождается с гениталиями, характерными для одного пола, а мозгом - другого; обладатель мальчиковой пиписки будет играть в куклы, а девчачей - в войнушку; я приму всерьез их слова о том, что их настоящий пол - не тот, на который указывает их пиписка. Но если человек живет свою жизнь, как классический мужчина, трижды женится на женщинах, трижды разводится с ними, от трех жен заводит шесть детей - и в возрасте 65 лет заявляет, что он на самом деле - женщина, то почему я должен принимать всерьез его слова?

Кто-нибудь желает ответить на мои вопросы? Или самим тем, что я их задаю, я превращаюсь в нациста, с которым не нужно дискутировать, а которому можно лишь давать в морду?

Добавлю, что, насколько я помню, я лишь однажды общался в интернетах с обладателем нестандартного гендера - Свинтусоидом, оно же Серое Фиолетовое (Свинтусоид говорит о себе в среднем роде, и я тоже так буду делать). Месяц назад Серое Фиолетовое фигурировало в новостях: оно приехало в Донецк, чтобы провести перформанс: отрезать себе яички в прифронтовой полосе, и отдать их на съедение бродячим собакам. ДНРовцы Серое Фиолетовое арестовали, и неделю оно сидело в тюрьме, после чего его выдворили из ДНР. Так вот, лет 8 назад Свинтусоид написало, что хочет получить палестинское гражданство потому, что оно - еврей. Я по ссылке вышел на эту запись, и заметил, что большой процент палестинского общества будет его ненавидеть, как еврея, а кто-то даже будет готов его за это убить; так что оно не сможет проживать на территории (квази)государства, гражданином которого оно хочет стать. Потом я спросил у русскоязычного палестинца, прав я был или неправ; тот сказал, что не советовал бы Свинтусоиду жить в Палестине. Свинтусоид возразило, что хочет получить палестинское гражданство, как символический жест солидарности с палестинским народом; жить в Газе или на Западном Берегу оно не собирается. Я сейчас это вспоминаю, и мне кажется, что Свинтусоид не очень хорошо понимало разницу между перформансом и реальной жизнью. Я не знаю, можно ли это наблюдение обобщать на всех обладателей нестандартного гендера, так как, как я сказал, я общался лишь с одним, или же Свинтусоид уникально даже среди них.
ygam: (Default)
Я начал читать роман, где один из персонажей - трансгендер. Хотел написать запись про трансгендеров, но понял, что я недостаточно знаком с этой темой; потом хотел написать запись про гендер вообще, но тоже остановился. Напишу про категоризацию вообще; как всегда в таких блог-записях, цель этой записи - это четко сформулировать собственные мысли.

Зачем нужно приписывать людей или любые иные сущности к категориям? Затем, что принадлежность к категории содержит информацию о сущности, важную для приписывающего. Если кто-либо из читающих это слушал курс машинного обучения, то вам должны были давать деревья решений и алгоритмы их создания; эти алгоритмы приписывают сущности, описываемые тренировочными данными, к категориям, для того, чтобы определять результат прохода по дереву на незнакомых данных с наибольшей точностью. Если в клетке сидит голодный волк, то человеку заходить в эту клетку опасно. Если в клетке сидит голодная улитка, то человеку заходить в эту клетку безопасно. Поэтому разделять сидящих в клетке животных на волков и улиток, пренебрегая остальными сторонами их индивидуальности, осмысленно и полезно. Применяя построенное на примерах голодных волков и улиток в клетке дерево решений, человек в будущем, с одной стороны, избежит судьбы быть съеденным волком, а с другой, сможет вынести из клетки ценности, охраняемые улиткой.

Категории существуют лишь в умах категоризаторов; в реальном мире существуют только сами сущности. Тем не менее, некоторые категоризации естественные. В 1920е годы немецкий орнитолог Эрнст Майр изучал новогвинейских птиц. Он описал 137 разных видов. У местных папуасов, живших в каменном веке, для них было 136 разных названий; они называли одинаково лишь двух невзрачных певчих птиц. Это убедило Майра в том, что вид - это естественная категория для организмов; в эссе Стивена Джея Гоулда "Species are not specious", доступного в Гугль-букс, даются еще примеры из этнобиологии того, как научная и фольклорная классификация животных и растений совпадают. Человеку трудно выйти за рамки своей культуры, но если представители нескольких совсем разных культур приходят к одному выводу, значит, скорее всего, этот вывод универсально истинный.
... )
ygam: (Default)
К годовщине аннексии Крыма: этот разговор.

Герой этой записи также где-то написал, что международный договор - это "липовая бумажка". Я не удержался, и спросил: "Егор Станиславович, а если вам дадут в долг, скажем, сто баксов, то кто может поручиться за то, что вы не объявите долговую расписку липовой бумажкой?" Бан!
ygam: (Default)
Последний день постоянно слушаю эту песню:



Я как-то с женой был в гостях у украинки, которая рассказывала, что ее дед был западноукраинский коммунист, который приехал в Советскую Украину, чтобы строить социализм. Во время Большого Террора его арестовали и, по-видимому, расстреляли. Его жена осознавала, что не может прокормить троих детей, и от безысходности бросилась под поезд - но поезд ее не убил, но отрезал ноги. Из троих детей до взрослого возраста дожил только отец рассказчицы. А братья деда рассказчицы эмигрировали, кажется, в Канаду и в Бразилию, и дожили до старости. Даже если они там пели подобные песни, все же, надо полагать, у них жизнь сложилась лучше, чем у их брата.

Мысль

Feb. 21st, 2017 08:58 am
ygam: (Default)
Сформулировалось, когда я думал об определении ватника.

Ватник - это человек, придерживающийся готтентотской морали. Зло - это когда сосед нападет на меня, убьет меня, и угонит моих коров и жен. Добро - это когда я нападу на соседа, убью его, и угоню его коров и жен.

Я сейчас стараюсь не участвовать в интернет-флеймах, но вчера увидел ссылку на фейсбук одного известного российского журналиста, который помянул добрым словом покойного Виталия Чуркина. К нему набежали комментаторы-украинцы, и оставили комментарии вроде "Интересно, моторола и гиви возьмут его в свою сковородку или пинками погонят?", "Может съел чего из санкционного. Из того, что тракторами не раздавили.", "и все же зря он столько врал в последнее время... глядишь пожил бы еще... совесть небось мучила...вот сердце и не выдержало... нет в мире ничего случайного.", запостили мем с двумя смеющимися селянками в вышиванках и подписью "Яка сумна новина" и т. п. Кто-то возмутился моральным обликом этих комментаторов. Я заметил, что украинцы считали покойного врагом, а радоваться смерти врага - свойство человеческой природы. Я поискал в интернетах, что писали россияне по поводу смерти Шамиля Басаева, и нашел запись на каком-то форуме с комментариями вроде "Таких мразей нужно ловить живыми, привязывать за руки-ноги к танкам и рвать на куски. На Красной площади. И транслировать на весь мир. Сгори в адском огне, животное!", "собаке-собачья смерть", "Очень,очень сожалею и скорблю что не содрали шкуру живьем с шакала,а гуманно усыпили.", "Жаль, что смерть этой собаки была такой легкой. Пусть вечно горит в аду!" Я написал, что если эти комментарии представительны для чувств россиян по поводу смерти Басаева, и я не вижу никаких указаний на то, что это не так, то они ничем не отличаются от чувств украинцев по поводу смерти Чуркина. Меня обозвали кастрюлеголовым дегенератом, по фактам со мной не споря.

Я много лет назад где-то прочитал, что мышь можно приучить к тому, что еда находится за четными дверцами в лабиринте. Понятие четного числа мыши доступно. Думаю, что без проведения экспериментов можно утверждать, что понятие простого числа мыши недоступно. Вот так и ватнику недоступно понимание того, что какие-то люди могут считать его сторону в конфликте вражеской не потому, что они - дегенераты, мрази, или иной сорт подонков.

Когда печатал, подумал, что я совершенно не помню того, чтобы после терактов 11 сентября 2001 года американское общество хоть как-то пыталось обсуждать вопрос, почему же исламисты из "Аль-Каеды" на него напали, и что ими двигало, кроме того, что они - террористы и изверги рода человеческого. Из этого отсутствия обсуждения выросли две войны с тысячами погибших американских солдат, и десятками тысяч иракцев и афганцев, и дополнительными несколькими триллионами долларов госдолга США.
ygam: (Default)
Я эту советскую городскую легенду услышал лет в 15, и с тех пор больше ни разу не встречал.

Один инженер пришел на работу с фингалом. Его спрашивают, как и что. Он рассказывает.

Накануне инженер получил зарплату, выпил, разложил деньги перед порогом, чтобы показать жене, кто в семье добытчик, и залег спать.

Через какое-то время раздается звонок в дверь. На пороге стоит соседка, чтобы попросить соли. Она спрашивает у инженера, почему на полу лежат деньги. Тот отвечает: "Я инженер; я построил машинку для печатания денег; я их напечатал, и сушу". Он дал соседке соли, и опять залег.

Через какое-то время опять раздается звонок в дверь. На пороге стоят двое в штатском. - Где машинка? - У соседки, - спросонья отвечает инженер. У соседки провели обыск, и нашли самогонный аппарат. Когда ситуация прояснилась, двое ушли, но перед уходом дали инженеру в глаз, чтобы он знал, на какие темы шутить нельзя.
ygam: (Default)
Запишу еще три советские истории. Они со мной не связаны, так что им не место в 250f, но они у меня всплыли в памяти, когда я это писал.

1. Моя бабушка по маме много лет преподавала фармакологию и гигиену труда в Харьковском Медицинском Училище №2. Один ее сотрудник на политинформации закончил речь словами: "Да здравствует товарищ Хрущев... то есть, товарищ Брежнев; они одну должность занимали, и я их перепутал".

2. Муж старой подруги моей мамы - мужчина где-то 1946 г.р. Он рассказывал, что когда ему было 6 лет, его мама с ним пошла в кино на "Чапаева". Он плакал: Чапаева убили. Мама сказала: "Потом бы его все равно расстреляли". Потом она спохватилась, попыталась это заболтать, но он это запомнил, и рассказал мне более, чем 40 лет спустя.

3. В центре Харькова есть большая площадь, которая с 1920 по 1975 год называлась площадь Тевелева, в честь большевика-подпольщика Моисея Соломоновича Тевелева (1890-1918), которого казнили немцы во время немецко-австрийской оккупации Украины, пришедшей после Брестского Мира. В 1975 году на площади поставили монумент в честь провозглашения Советской власти на Украине, и площадь переименовали в площадь Советской Украины. Мой папа говорил, что ее переименовали потому, что иностранцы спрашивали: где у вас тут площадь Тель-Авива? С 1996 года площадь называется площадью Конституции.
ygam: (Default)
Почистил старый перевод "Радостей детства". Боже, сколько в нем было ляпов!

Не знаю, хорошо в конечном итоге получилось или плохо, но getting there is all the fun.
ygam: (Default)
Недели три назад наткнулся на эту интерпретацию традиционной песни в переводе на современный израильский иврит, записанную во время Первой Интифады:



К определению ватника: ватник - это человек, который не задает себе вопросы, которые задает себе лирический герой в конце песни.
ygam: (Default)
Запишу чужую мысль, которую где-то прочитал:

Родина - это страна, за которую тебе стыдно.
ygam: (Default)
241. Когда мне было 14 лет, я прочитал рассказ Герберта Уэллса "Дверь в стене", и обсуждал его с папой. Папа сказал, что существуют люди, у которых в жизни есть мечта, как у героя рассказа - еще раз посетить зачарованный сад. Например, он знаком с человеком, у которого была мечта - посетить Индию, и он ее посетил. Индия для меня была чем-то невообразимо экзотическим-далеким. Мог ли я себе представить, что 28 лет спустя меня чуть не доведет до истерики группа поддержки из Хайдерабада?

242. Мой папа рассказывал, что знал человека, у которого в советском паспорте в пятом пункте было написано "грузинский еврей". Якобы он спрашивал у людей: как вы думаете, кто я по национальности? - Еврей? - Не просто еврей, а с прилагательным. - Что, пархатый? И как россиянину или иному постсоветскому гражданину младше 35 лет объяснить смысл этой истории? Папа по турбинным делам объездил весь СССР, и однажды в поезде попутчик ему сказал, что бройлеры - это куры, у которых ноги - как у Брумеля.

243. В моей первой бригаде в Майкрософте я был единственным, рожденным не в США. В моей нынешней бригаде никто не рожден в США, и из 9 человек 5 русскоязычных. Я самый старший, и мои советские байки моим коллегам незнакомы; например, как минимум один мой коллега не знает, что такое "гудит, жужжит, сверкает, но в жопу не влетает" (сделанный в СССР со знаком качества аппарат для влетания в жопу). Англоязычного общения мне здесь очень не хватает.

244. Худший программный код, который я видел в жизни, наверное, был код системы мониторинга, который я унаследовал весной 2011 года. Когда заказчик задавал условия, собранные в группы, связанные операциями "и" и "или", этот код формировал строку вроде "(true || false) && (false || true)", и передавал библиотеке-калькулятору. По-видимому, автор чувствовал, что это должно быть медленно, и в порядке преждевременной оптимизации проверял, нужно ли это делать, или нужно просто вычислить конъюнкцию всех условий; в проверяющем коде содержался баг. Этот код был скопипейсчен в четырех местах, причем в трех местах содержался выбор из семи типов условий, а в одном - из шести; по-видимому, добавив седьмой тип, автор забыл об этом месте. Автор также не знал, что в XPath-е есть булевы выражения, и построил собственный язычок над XPath-ом: "/a/b"="c" означало "существует узел /a/b, содержащий подстроку "c" ", а "/a/b"="" означало "существует узел /a/b". Автор также мог итерировать по сиквельной таблице из 10000 строк, вычислять некоторое выражение для каждой строки, и если оно равнялось 1, то вызывать хранимую процедуру, обновляющую значения в этой строке - то есть, если выражение равняется 1 для половины строк, то 5000 раз обновляется одна строка, а не один раз - 5000 строк. Когда я посоветовал автору прочитать книжку по сиквелу, он сказал, что у него нет времени для чтения книжек. Когда я его спросил, как эта система оказалась в таком состоянии, он ответил, что его начальница на него постоянно давила: можешь написать такую-то фичу за день? за два дня? и он программировал в режиме ошпаренной кошки. Когда я убил эту систему, я чувствовал себя, как Тик Феску по прозвищу Вепрь после того, как Максим Каммерер взорвал Центр.

245. Когда я был интёрном, вышла бета Виндоуз 95, в которой был tree view control; руководитель группы меня попросил написать демо с этим контролем, и я написал программку, которая показывала корпоративную иерархию от меня до Билла Гейтса; я был на 7 уровней ниже Гейтса. С тех пор прошло 22 года; сейчас я на 6 уровней ниже Сатьи Наделлы.

246. Будучи интёрном, я купил велосипед за 200 долларов, и потом мерял все денежные суммы в велосипедах. 17 лет спустя мой пасынок провел один семестр в университете в другом штате, где я должен был платить out-of-state tuition, но вернулся с очень плохими оценками, и я отказался платить за второй семестр. Два семестра в этом университете стоили бы больше 40 тысяч долларов, и я ему сказал: 40 тысяч долларов - это 200 велосипедов.

247. Когда я в 2012 году съездил в родной город и на 5 дней остановился у троюродного дяди, который меня помнил с рождения, мне показалось, что мне приоткрылось окно в детство - но вскоре опять закрылось. Троюродный дядя умер через полгода после моего приезда. В 1999 году, перед тем, как мы с братом оставили в метро книжку нашего деда по маме, троюродный дядя, сын украинца и еврейки, двоюродной сестры моего деда по маме, мне по секрету сказал, что русская жена - на самом деле не жена, а все равно, что попутчица в трамвае, которая вместе с тобой едет 20 минут или 20 лет. Вчера умерла его жена, русская женщина из Белгородской области; они вместе учились на харьковском физфаке. Судя по тому, что их старшая дочка 1961 г.р., они вместе проехали в трамвае больше 50 лет.

248. Когда моей дочке было лет 8, я ей захотел прочитать "Легенды и мифы Древней Греции" Николая Куна. Она пожаловалась: "There is a голая женщина in there." Я закрыл ее рукой, и продолжал читать. Она опять пожаловалась: на обложке голый мужчина. Я закрыл рукой и его, и все еще продолжал читать. Она опять пожаловалась: на обложке голая лошадь. Я прекратил читать, положил книжку на полку, и дал ей англоязычную детскую книжку про мифы Древней Греции, оставшуюся от детства ее сводного брата, где все персонажи изображены в хитонах и хламидах.

249. Когда у моей дочки зарос родничок, моя жена сказала: теперь дорога обратно ей закрыта. Нам всем закрыта дорога обратно, но, смотря на детей, можно восстановить представление о том, куда ведет закрытая дорога; кроме того, о нем напоминает окружающий мир. Начиная с 1959 года, Колумбийский Университет создавал атлас языка и культуры ашкеназийского еврейства, и сейчас оцифровывает старые аудиозаписи. Когда я году в 2004 нашел на их сайте образцы аудиозаписей, у меня мороз по коже пошел: моя покойная бабушка по папе говорила на неродном русском с этим же акцентом и интонациями.

250. Я сам впечатлен всем, что я здесь понаписал. В 2011 году я тоже прошел через это упражнение, но куда менее подробно. Да, это всё я, Илюша. Я нашел труп бомжа на теплотрассе, потерялся в карельском лесу, на вопрос "Что такое Zion?" ответил: "хуй", сфоткал могилу вождя Джозефа, сказал пасынку, что Иисус был орангутаном, заметил, что наивная реализация itoa не работает для нуля, не вступил в комсомол, и так далее. Мне самому не верится, что мне 44 года, моему брату 40, а нашим родителям по 68. Понятно, что далеко не все воспоминания и мысли я пишу в интернеты, но они все равно всплыли. Все, что я сейчас хочу - это остановиться. Переименую-ка я тэг в 250f.
ygam: (Default)
231. Мама как-то упомянула, что в доме, в котором я прожил первые 7 лет жизни, большинство жильцов работало на каком-то заводе; Харьковский Авиационный Завод расположен близко, но я не уверен, что это был он. Но соседка сверху работала нянечкой в психиатрической больнице; сейчас мне кажется, что ей было лет 60, но я не уверен, что в 6 лет я умел определять возраст людей. Когда мне был год, а моим родителям 24-25, они ей показывали, как я умею делать ручкой до свидания и т. п.; соседка им сказала: "Свое говно всегда желтенькое". Ах, как она была права! Мама рассказывала со слов этой соседки, которую звали Надежда Васильевна, что одну ее подопечную мужчина завел в лесопарк, и там обидел; на увещевания больше так не делать та возразила: "Дура ты, Надежда! Он мне сто грамм конфет купил!".

232. Когда мне было года 4, бабушка показала мне на подстанцию, и сказала, чтобы я туда не ходил: "Там живет Бармалей". Потом я шел мимо этого места с папой, показал на подстанцию, и сказал: "Там Африка". Надо полагать, папа удивился, и это в разговоре упомянул бабушке, иначе откуда бы я это знал? Лет через 30 меня сотрудник спросил, какой смысл в браке. - Ну, ты видишь, как дети развиваются. - И всё? Как будто этого мало. Сейчас в фейсбуке вижу фотки его дочки, лет на 10 1/2 младше моей дочки.

233. Во дворе дома, где я жил между 7 и 16 годами, когда мне было лет 9, мне один мальчик рассказал анекдот про Петьку и иностранца, которые обменивались жестами: палец вверх, палец вниз, еще какая-то пара жестов, ладонь изображает волну, фига изображает волну. Иностранец потом рассказывал: "Какой умный русский! Я ему говорю: "Бог создал небо", а он мне: "Бог создал землю" [лакуна]; я ему: "Бог создал море", а он мне: "Бог создал рыб" ". Петька потом рассказывал: "Какой глупый иностранец! Он мне говорит: "Я тебя на небо без ракеты заброшу", а я ему: "Я тебя в землю без лопаты закопаю" [лакуна]; он мне: "Я тебя в море утоплю"; я ему: "Фиги-фиги, я плавать умею!" Лет в 19 я в книжке Crazy Wisdom Веса Нискера прочитал о средневековой буддистской притче с похожим сюжетом. Когда моему брату было лет 9, он тоже однажды играл в этом дворе, пришел домой, и сказал: "Если бы у меня был автомат, я бы всех жидов перестрелял!".

234. Когда мне было лет 12, я однажды зимой пошел в Саржин Яр и, играя, провалился под лед в реку Саржинку. Я побрел домой по морозу с мокрыми ногами, но остановился у теплотрассы, и залез в подсобное помещение по вделанным в бетон железным ступенькам, чтобы погреться. Внутри было тепло и трещали сверчки. Внезапно я увидел черный человеческий труп. Я вылез, дошел до дома, лег в теплую ванну, и стал подбивать брата пойти посмотреть на мертвеца. Брат сказал родителям, те позвонили в милицию, и мы с папой туда пошли с милиционерами. Милиционеры сказали папе, что это - труп бомжа, который залез погреться, но упал и разбился, а черный он потому, что уже начал разлагаться. Лет через 25 я эту историю рассказал в рунете какому-то малолетнему долбоебу, фантазировавшему о небесном СССР, в котором не было бомжей; мой рассказ возымел предсказуемо нулевой эффект.

235. Папа меня научил ездить на велосипеде без колесиков в 5 лет; сказал: если будет наклоняться вправо, поворачивай направо; если будет наклоняться влево, поворачивай налево. Так я до сих пор на нем и езжу, только 8 1/2 лет назад пересел на велосипед со 150кубовым моторчиком, а в прошлом году - с 200кубовым. Пасынка и дочку я научил ездить на велосипеде где-то в этом же возрасте. А вот плавать я много раз пытался научиться, но так толком и не научился, несмотря на все байдарочные походы. Пасынка я пытался учить плавать, и к 9 годам он уже плавал лучше меня. Дочку научил плавать мой папа. Откуда такая разница? Не знаю; такой я человек.

236. Когда моей дочке было 10 дней от роду, она подцепила какую-то инфекцию, и неделю пролежала в больнице. В больнице было правило: с младенцем всегда должен находиться родитель - либо мать, либо отец. Жена была с младенцем большую часть времени, а вечером приходил я, и жена ездила домой помыться и поесть нормальной, а не больничной еды. Однажды в палату зашла уборщица; жена с ней поздоровалась. Когда уборщица вышла, я спросил жену, откуда она с ней знакома; она сказала, что мы были у нее в гостях. Я вспомнил об этом, и рассказал жене основные факты из биографии этой женщины, которые жена забыла. Почему я не узнал уборщицу в лицо, но запомнил ее биографию, а жена - наоборот? Тоже не знаю; такой я человек. Дочка с тех пор ничем серьезным не болела.

237. В университете я записался на курс теории функций комплексной переменной, но он для меня был слишком специализированным. Мне стало интересно, можно ли такое же зафигачить для кватернионов, а не для комплексных чисел, и я задал этот вопрос в Юзнете. Мне ответил юный Теренс Тао, что можно, и дал ссылки на статьи в математических журналах. Я думаю, что если бы я в 12 лет поставил перед собой жизненную задачу: стать профессором, то вполне возможно, что к 40 годам я выполнил бы ее. Но Теренсом Тао я не стал бы никогда. На том свете ангелы не спросят у реба Зюси, почему он не был Моисеем; они у него спросят, почему он не был ребом Зюсей.

238. Математика мне после окончания университета была почти полностью бесполезна. Этой зимой я хотел с пасынком съездить на машине в Айдахо, но после первой ночи в мотеле он заболел, и мы развернулись и поехали обратно. Я взял в машину диск Тома Лерера; в песне "Лобачевский" есть фраза "Analytic and algebraic topology of locally Euclidean metrization of infinitely differentiable Riemannian manifold"; эта фраза - словесный салат, но я помнил, что означает большая часть ее элементов, и рассказал пасынку. Вчера я это вспомнил, и даже вспомнил бесконечно дифференцируемую функцию, не являющуюся аналитической, e-1/|z|, которую я лет 25 не вспоминал. Наверное, если мне когда-нибудь будет совсем нечего делать, я куплю и прочитаю Counterexamples in Analysis Гелбаума и Олмстеда.

239. Один из немногих примеров того, как она мне была полезна - это когда я для глубинного анализа данных реализовывал алгоритм, интегрирующий многомерную гауссиану по внутренности шара (т.е. вычисляющий вероятность того, что точка, положение которой описывается гауссианой, находится не дальше радиуса шара от центра шара). Опубликованный алгоритм был на Алголе-60, где массивы начинаются с единицы, а я его перевел на сиплюсплюс, где массивы начинаются с нуля, и ошибся в переводе. Я стал его тестировать так: если радиус шара очень маленький, то значение гауссианы в нем почти постоянное, и значение интеграла пропорционально объему; если радиус четырехмерного шара уменьшить вдвое, то значение интеграла должно уменьшиться в 24=16 раз - но получалось другое значение. Я сказал начальнику, что в коде ошибка; он стал спрашивать статистиков, и в конце концов вычислил это же отношение на предыдущем переводе на Матлаб; получилось 15,9. Начальник меня сильно зауважал.

240. В позапрошлом году я как-то ехал с пасынком по Сиэттлу на автомобиле. По тротуару шел больной церебральным параличом. Я сказал: "Инвалид", и вспомнил частушку из советского детства: "Как под киевским мостом инвалид купался: хуем воду разгребал, яйцами толкался" [надо полагать, ни рук, ни ног у героя частушки не было]. Потом я вспомнил, что у моей бабушки по маме была подруга, на войне служившая медсестрой, которая однажды занялась сексом с безногим инвалидом. Я преисполнился огромного уважения к хуйлу, развязавшему агрессивную войну, чтобы преодолеть последствия величайшей геополитической катастрофы - поражения Германии в Первой Мировой войне.
ygam: (Default)
Что-то я хожу кругами, но когда я начал писать эти заметки, у меня не было определенных задумок - пишу, о чем думаю.

223. Моя бабушка по маме в детстве видела еврейских беженцев от Первой Мировой войны. Среди них был мальчик по имени Шепшеле. Он сказал: "Мы беженцы". Бабушка, которую звали Женя: "А мы бесшепшельцы". Также она просила у своего папы: "Папа, выпиши мнѣ "Свѣтлячокъ"." Он отвечал: "Я тебѣ "Соплячокъ" выпишу". Бабушка ходила в подготовительный класс гимназии, где к ученикам обращались на "вы", и называли "барышня"; после революции, гражданской войны, и голода она, конечно, училась в ЕТШ. Вот такая у меня была в детстве ниточка, ведущая к предыдущему миру. Моей маме в детстве бабушка читала наизусть: "Вечеръ былъ, сверкали звѣзды, На дворѣ морозъ трещалъ, Шелъ по улицѣ малютка, Посинѣлъ и весь дрожалъ", но мне, почему-то - не полностью. Бабушка по папе про свою жизнь мне почти ничего не рассказывала, и из мира своего детства рассказывала разве что "Настя из а шиксе, ненастя из а шлехт ветер". Парадоксально, но последние пару лет я слушаю музыку, скорее связанную с детством бабушки по папе, чем бабушки по маме; сейчас печатаю, и в который раз слушаю на ЮТюбе "Night Songs From A Neighboring Village" Майкла Альперта и Юлиана Китастого на смеси идиша и украинского с комментариями по-английски.

224. В пятом классе у меня была хорошая учительница украинского языка и литературы и классная руководительница 1920х годов рождения, которая тоже много рассказывала про свою жизнь, на своем родном языке. Например, в своих рассказах она упоминала страшное ругательство "Щоб тебе пранці з'їли!", и то, как она была шокирована, услышав: "Давай мені їх побільше!". Уже во взрослом возрасте, вспоминая это, я понял, что пранці - это французская болезнь сиречь сифилис. Во время войны эта учительница была санитаркой, и в конце войны встретилась с американскими и канадскими союзниками. К сожалению, после пятого класса она ушла, и нашей классной руководительницей стала учительница английского языка, с которой я ладил куда хуже.

225. Я осознаю, что языковой вопрос в Украине политизирован, и от его политизации никуда не деться. Когда я в 2014 году ходил на демонстрацию против украинской войны, возле места прибытия стояла контрдемонстрация из двоих молодых людей в футболках ДНР и ЛНР и с флагом Новороссии. С одним я заговорил, но быстро понял, что такие разговоры в реале не более осмысленны, чем в интернетах. Другой мне сказал: "Почему вы говорите по-русски? Говорите на мове!" Я ответил: "А с чего это вдруг я должен говорить по-украински? Я вырос в Харькове". Мой собеседник сказал, что он тоже из Харькова, и что фашисты там запрещают говорить по-русски; я решил с ним не спорить. Так вот, благодаря, в частности, этой классной руководительнице, я не отвергаю украинский язык и не ассоциирую его с фашистами, даже если в повседневной жизни я его не употребляю.

226. Я сам поражаюсь тому, как много знаний об окружающем мире я почерпнул из бабушкиных рассказов. Одна моя одноклассница однажды написала в фейсбуке: "Силы организма человека безмерны. Прививки, антибиотики и таблетки их уничтожают." Я ответил: "У моей прабабушки (1870-1941) до взрослого возраста дожило четверо детей, а умерло в детстве как минимум двое: бабушка мне говорила, что Соня и Миша, а моей маме бабушка рассказывала, что помнит, как Яша лежал в гробике, так что я не знаю, назвала ли бабушка мне Яшу Мишей, маме Мишу Яшей, или же Яша и Миша были два разных умерших ребенка. Вот какая радостная жизнь была до прививок, антибиотиков и таблеток."

227. На фасаде Харьковского Медицинского Института, бабушкиной альмы матер - три двери. Когда моему брату было лет 9, он говорил: в одну дверь входят, в другую выходят, в третью выгоняют. Кто тогда мог подумать, что этот мальчик закончит Гарвардский медицинский институт magna cum laude et thesi propria (я этот титул знаю потому, что наш папа у себя повесил наши дипломы)! Когда я это в интернетах рассказал (не похвастался: моей заслуги в этом нет), моя собеседница заметила: "Your parents must have been doing something right." И что? И как мне это продублировать?

228. Где-то в этом же возрасте, мой брат спросил: "Во сколько раз стандартная собака меньше стандартного человека?" У разных пород собак есть свои стандарты, но разве можно стандартизировать людей?

229. Как я понимаю, одно из различий между детской и взрослой психикой - это то, что ребенок не очень хорошо понимает разницу между собой и другими людьми; если ребенок слышит, что что-то плохое случается с другим человеком, то ему не так легко понять, как взрослому, что это случается не с ним. У взрослого психологический барьер между собой и другими людьми разрушить труднее. Тем не менее, когда я прочитал книжку Джейн Майер про пытки в войне с терроризмом, меня несколько дней преследовала мрачная фантазия о том, что это меня похищают, перевозят в какое-нибудь Гуантанамо или Баграм, и пытают. Умом я понимал, что я не араб и не мусульманин, и никому я на фиг не сдался, чтобы меня похищать - но воображение сильнее ума. Насколько я понимаю, целевая аудитория телесериала "24" фантазирует о том, что это она похищает и пытает, а не ее. Я считаю, что эта разница - одно из самых фундаментальных политических различий между людьми. Его также хорошо иллюстрирует история про донос на сестру моей бабушки, которую я уже рассказал в этих заметках: кто-то, услышав ее, ставит себя на место НКВДиста, а кто-то - на место бабушкиной сестры. Я как-то об этом думал, и вспомнил эпизод из "Механического апельсина" Энтони Бёрджесса, отраженный в экранизации Стэнли Кубрика: главный герой читает Библию, и фантазирует о том, что он - римский солдат, издевающийся над Христом.

230. Прошлой весной я сходил на кокус Демократической партии. Люди с моего избирательного участка разделились на сторонников Клинтон и Сандерса, и один представитель из каждой группы выступил с речью, пытаясь переманить других к себе в группу. Одна молодая женщина сказала, что при Сандерсе США не будут ввязываться в войны по всему миру, и наши ребята не будут погибать. Я встрял, и добавил: и убивать. Может, я слишком много вчитываю в этот случай, но, по-моему, это тоже фундаментальное политическое различие между людьми: кому-то очевидно, что наши ребята не только погибают, но и убивают, а кому-то для этого понимания нужно умственное усилие - причем это различие не зависит от того, каких ребят человек считает нашими.
ygam: (Default)
В тему предыдущей записи. Вы раньше знали, что есть такая сущность, как крымскотатарский джаз? Я об этом узнал всего несколько дней назад:

ygam: (Default)
Читал старые ЖЖ-ветки. Нашел обсуждение, о котором уже забыл. К приближающейся третьей годовщине российской аннексии Крыма, отредактирую, расширю, и перенесу свои слова сюда.

Государственный суверенитет гарантируется силой защищающей его армии. Когда Вермахт был сильнее Красной Армии, он завоевал Киев, и присоединил его к Рейхскомиссариату Украина в составе Великого Германского Рейха. Когда Красная Армия стала сильнее Вермахта, она отвоевала Киев, и присоединила его обратно к Украинской ССР в составе СССР. Так же и с Крымом. Крым присоединился к России потому, что его оккупировала российская армия, будучи сильнее украинской армии, и Россия решила его присоединить к себе. Больше никаких причин у этого нет. Я помню по "Бабьему Яру" Анатолия Кузнецова, что многие жители Киева были рады уходу советской власти и приходу немцев; многие - уходу немцев и приходу советской власти; но власть над Киевом в 1941-1943 годах менялась не из-за них. Точно так же, власть над Крымом поменялась не из-за желаний жителей Крыма. Аннексия Крыма прошла почти бескровно, так как Россия не применяла насилие, но угрожала его применить; украинские солдаты и их командиры прекрасно понимали, кто блокирует их базы, и кто за этими людьми стоит. Однако, на моральную оценку событий это обстоятельство не влияет. Когда грабитель показывает жертве нож, и она ему отдает кошелек, кровь тоже не проливается, но передача кошелька не становится добровольным подарком; когда насильник показывает жертве нож, и она ему отдается, крови нет, но секс между ними не становится добровольным.

Сейчас Крым администрирует Россия. Чей он по праву? Смотря, по чьему праву. Россия и еще несколько стран, ведущих демонстративно антизападную политику, вроде Венесуэлы, считают его российским; весь остальной мир, в том числе такие значимые незападные страны, как Индия, Китай, Япония и Турция - оккупированной частью Украины. По состоянию на 1 января 1943 года в странах, признающих немецкий суверенитет над Киевом, жило порядка 20% населения мира - процентов 10 в странах Оси и 10 в оккупированных странах и под марионеточными режимами. Сейчас в странах, признающих российский суверенитет над Крымом, живет порядка 2% населения мира. Предвижу возражение, что не все страны нужно считать одинаково: население современной Нигерии вдвое больше, чем современной Германии, но вес Германии в международных отношениях гораздо выше. Все равно, как ни считай, проект нацистской Германии по построению Великого Германского Рейха, включающего в себя Киев, поддерживал во много раз больший процент человечества, чем проект России по аннексии Крыма.

Принадлежит ли Крым жителям Крыма? Государственный суверенитет так не работает; вся территория страны принадлежит всей стране. Россия провела две войны с десятками тысяч погибших для того, чтобы заставить Чечню остаться в своем составе. Если бы (в альтернативной временной линии, где саудовская армия сильнее российской) Саудовская Аравия послала войска в Чечню, которые захватили бы государственные учреждения, нарисовала бы результаты референдума, и объявила о вхождении Чечни во всемирный халифат, то Россия бы первой начала кричать всему миру о саудовской агрессии. Если бы Китай послал войска в Тыву, которая, между прочим, принадлежала Китаю (династиям Юань и Цин) куда дольше, чем Крым - России, тоже нарисовал бы результаты референдума, и объявил о ее вхождении в Китай, Россия закричала бы о китайской агрессии. Российские законы (статья 280.1 российского уголовного кодекса) запрещают даже призывать к отделению Чечни или Тывы от России, а не только осуществлять это отделение. По этой статье осуждают и за призывы вернуть Крым Украине; в 2015 году осудили одного россиянина, в вину которому вменили то, что в его текстах "формируется негативное отношение к действиям Российской Федерации в Крыму в 2014 году и якобы имеющих место в некоторых других регионах страны и зарубежья через утверждения об агрессивной политике оккупации Крыма, нарушений норм международного права." Россия не может утверждать, что с присоединением Крыма правила международных отношений поменялись, так как сама к себе она по-прежнему применяет старые правила.

Чьим, по-моему, должен быть Крым? Лично мне, честно говоря, все равно. Я никогда не был в Крыму (о чем сильно сожалею; в 2012 году я ездил в Украину на 10 дней по маршруту Киев-Львов-Харьков; если бы съездил на 20 дней, то увидел бы и Одессу, и Крым, и родной городок моей бабушки Ногайск), никакой связи у меня с Крымом нет, и мне все равно, кому он принадлежит. Но мне совсем не нравится то, как аннексия Крыма повлияла на Россию. Празднуя #Крымнаш, Россия празднует вооруженную агрессию против слабого соседа. Это так не преподносится, но все наверняка всё понимают. Воруй, убивай, еби гусей, жди ответного гудка.

Кроме того, после аннексии Крыма, российскому руководству его стало мало: ему захотелось Новороссию от Одесской до Харьковской областей, которая сократилась до Донецкой и Луганской областей, а потом до их половины. Война там все еще идет; только что Россия попыталась, но не смогла захватить Авдеевку. Но это уже другая история.
ygam: (Default)
Вышло интересное упражнение. Забавнее всего - это как история про меня в 5 лет перепрыгивает на историю про меня в 40 лет, в 25 лет, в 15 лет, на историю про пасынка в 5 лет - и так далее. Часть из них я запомнил немедленно и помнил беспрерывно; часть - забывал и через много лет вспоминал; часть - услышал от родителей и потом помнил и т. д. Ну, в лобных долях коры головного мозга, или где там хранятся эти воспоминания, они расположены не хронологически, а ассоциативно. Культура, как читал наизусть акын — это палимпсест: один посрёт, другой поест. Так вот, личность - это тоже палимпсест. И, по-моему, это упражнение дает адекватное представление о том, кто я такой как личность.

Лет в 14 я читал сборник рассказов Алексея Свирского (1865-1942), книжку, скорее всего, оставшуюся после деда по маме или сестры бабушки по маме. "Подумай, Николай: Толстой, от зорких глаз которого не могла скрыться вошь в бороде арестанта и чуткое ухо которого улавливало чвяканье жидкого навоза между пальцами босоного мужика — этот огромный, всеобъемлюший гений не замечал еврейских погромов." Лет через 25 я читал "Воскресение" Толстого. "Нехлюдов слушал и почти не понимал того, что говорил старый благообразный человек, потому что все внимание его было поглощено большой темно-серой многоногой вошью, которая ползла между волос по щеке благообразного каменщика." Бах - в голове зажглась лампочка. Как? В каком-то нейроне или синапсе сидел автомат, приводящий в сознание книжку Свирского при упоминании вши в бороде арестанта у Льва Толстого? При том, что совпадение между предложениями семантическое, а не текстовое; то, что каменщик был арестантом, у Толстого говорится в предыдущих предложениях; слова "борода" у Толстого тоже нет.
ygam: (Default)
Я собирался написать 200 пунктов, но в одной записи продублировал номера, и в результате обнаружил, что написал 210. 210 - не круглое число, так что пускай будет 222. Все мои знакомые подтвердят, что я - не особый нарциссист; это просто - то, что за много лет накопилось у меня в голове, смесь воспоминаний и мыслей.

211. Когда моему папе исполнилось 50 лет, я приехал к нему на день рождения, и сказал ему, что он был самый лучший папа, какой только мог быть. Увы и ах, мне такого никто не скажет. Когда ему исполнилось 60 лет, я тоже приехал к нему на день рождения, хотел сказать: "Ад мэа ве-эсрим", но забыл, "ад" - это ивритский или латинский предлог.

212. Я недавно разговаривал с папой по телефону, и упомянул то, что моему пасынку 23 года. Он удивился; он думал, что ему меньше. Я сказал папе, что в 23 года он заделал меня (а также закончил ХПИ и женился; когда я родился, ему уже было 24). Папа ответил, что это "как-то само собой получилось". Я сказал: спасибо, что получилось; я рад тому, что существую.

213. Когда моему пасынку было лет 6, он увидел в Музее авиации в Сиэттле Lockheed M-12 (самолет того же семейства, что и знаменитый Lockheed SR-71 Blackbird). Лет в 9 он меня спросил, может ли Blackbird взлетать с авианосца и садиться на авианосец. Я ответил, что не может. Потом мы были в Нью-Йорке, и увидели Lockheed А-12, еще один самолет из того же семейства, на авианосце-музее USS Intrepid; я должен был объяснять, что он не своим ходом туда сел, а его туда опустили краном. Где-то тогда же жена со мной и с ним пошла во французский ресторан, и он на меню прочитал poisson как poison.

214. Когда моему пасынку было 9 лет, я решил его приобщить к мужским развлечениям, скачал с интернета Wolfenstein 3D, и научил его играть в эту игру. Позже он сам скачал с интернета стрелялку "Убей Усаму бин Ладена" (это было задолго до того, как Бин Ладена взаправду убили); в конце игры шли титры: "Osama bin Laden has been captured and raped." Я поискал в интернетах имя автора; он основал какую-то американскую патриотическую организацию. Мне неприятно быть гражданином одной страны с создателем этой игры.

215. Обычно словом "ватник" называется сторонник российской агрессии против Украины. Я употребляю это слово в расширенном смысле: ватник - это любой человек, для которого партийность важнее, чем нравственность и здравый смысл. Ватник-сторонник украинской независимости называется "вышиватник". Стороны асимметричны, так как дискурс одной стороны построен на лжи ("если надо для святого дела, будем врать всей страной"), а дискурс второй - не построен, но явление реально. Я не хочу быть ватником ни в каком смысле слова.

216. Ватник-эмигрант-поцреот США называется "джинсник"; таковым я тоже не хочу быть. Я считаю одного известного блоггера, по профессии программиста на Уолл-стрит, эталонным джинсником. В январе 2007 года мне на работе было скучно, и я задал в ЖЖ вопрос, не посоветует ли мне кто поработать программистом где-либо еще; один человек посоветовал мне поработать в финансовой индустрии; моей первой реакцией было: не превращусь ли я в этого блоггера? Несколько лет спустя я подумал: какое счастье, что я не попытался работать в финансовой индустрии как раз перед финансовым кризисом 2007-2008 гг.

217. У меня был еще один любимый блоггер-американоненавистник, который удалил свой блог, которому я однажды сказал, что мы - злые близнецы друг друга. Когда я читал Егора Холмогорова, меня его тексты никак по-человечески не затрагивали, так как мы с Холмогоровым выросли совсем в разных средах, но когда я читал этого блоггера, который вырос со мной в похожей среде, меня охватывал ужас: если бы карты немного не так легли, я бы тоже переводил Дугина на английский, а не Оруэлла на русский.

218. В 16 лет я прочитал целую подписку эмигрантского антикоммунистического журнала "Континент". Там были интервью с Куртом Воннегутом, Уильямом Стайроном; стихи Иосифа Бродского, Юлия Кима... Что я из всего этого понял - интересный вопрос, но этот же вопрос можно задать о любой взрослой книге, прочитанной ребенком. Если мне когда-нибудь совсем нечего будет делать, я смогу перечитать эту подписку на сайте vtoraya-literatura.com .

219. Также я много лет любил британский литературный журнал "Granta"; в разные годы купил с десяток номеров, но все раздарил. Может, мне стоит подписаться на этот журнал, получить доступ к его архивам, и что-либо перевести на русский.

220. Когда мне было лет 5, мой дедушка по папе поехал в командировку в Москву. Он меня спросил, что мне купить. Я ответил: "Интересную игрушку". В Москве дедушка-фронтовик ужаснулся: все интересные игрушки были связаны с войной. С тех пор прошло почти 40 лет; почти все россияне, в сколь-либо взрослом возрасте видевшие большую войну, давно умерли, и ответ на вопрос "Хотят ли русские войны?" поменялся на противоположный.

221. Лет 6 назад я был у брата; я сидел на компьютере; он встал у меня за спиной. Чтобы он отошел, я напечатал: "[Его имя] дурак, курит табак, девок целует, спички ворует, спит под забором, зовут его вором". Советское детство с тобой остается на всю жизнь. Он запротестовал: "Я пульмонолог; я не могу курить табак".

222. Я фигею от всего, что произошло за мою жизнь - хотя за первые 44 года жизни, например, моей бабушки по маме, между 1911 и 1955 годом, произошло куда больше разного.

Хватит! Хватит! Хватит!

Profile

ygam: (Default)
Илья

October 2017

S M T W T F S
1234567
8910 1112 1314
1516 17181920 21
22232425262728
293031    

Syndicate

RSS Atom

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 22nd, 2017 02:47 am
Powered by Dreamwidth Studios